Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Друзья природы»
Автор программы:
Сологуб Елена Петровна
воспитатель
МКДОУ детский сад «Ёлочка»
Братский район
с. Покосное
2013 г.
Пояснительная записка к
дополнительной общеразвивающей программе
«Друзья природы»
для детей 5-7 лет
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в ДОУ свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми.
Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Друзья природы», подводит к выбору педагогических средств реализации содержания программы, и учитывающая действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении группы и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников через интеграцию с такими образовательными как «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Социализация», приоритетной образовательной областью является «Познание»; на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева З. А. Михайлова ; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой.
Причинами создания программы «Друзья природы» стали:
направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
желание родителей,
работа со способными детьми.
Основной целью программы является:формирование у детей экологического мировоззрения:
- человек - неотделимая часть природы;
-природа — едина и многообразна;
человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром;
Задачи обучения:
- познакомить с природой родного края, ее флорой и фауной;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем
проявлении многообразии форм и красок;
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также
сознание необходимости ее защиты;
- воспитать бережное отношение к природе;
--развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию,
творческое начало;
-организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой
работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в лесу.
Методы и формы обучения:
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Друзья природы” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому моя программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Общие сведения о кружке:
вид кружка – переменного состава
год занятия кружка – второй
количество членов кружка – 20 человек
возраст детей – 5 - 7 лет)
количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, от 20 до 30минут.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Ожидаемые результаты:
называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого ;
правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .
понимать ценность природных объектов;
Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.
Учебно – тематический план кружка «Друзья природы».
Сентябрь
«Лес - богатство и краса! Береги свои леса!»»
3.«Снова в гости к нам пришла Осень золотая!»
4. Работа в уголке живой природы.
Ноябрь
1. « У природы нет плохой погоды»
2. « Снова птицы в стаи собираются»
3. Игра - викторина « Кто больше об Осени скажет?»
4. «Расскажите-ка вы мне, как готовятся звери к зиме»
Декабрь
1. « Здравствуй, зимушка-зима!» Пословицы, стихи, игры со снегом,
льдом.
2. « Береги природу в любое время года!» « Красная Книга расскажет!»
3. « Какой ты чистый, первый снег!» Прогулка по экологической тропе
4. « Покормите птиц зимой!
Январь
1. Экопроблема « Что грустите, елочки? Сохнут ваши иголочки!?»
2. Изготовление кормушек из разного материала
3. « Красота кругом какая!» Экскурсия в зимний парк
4. «Конкурс стихов о зиме « Зимушка хрустальная!»
Февраль
1. « Украсим участок разноцветными льдинками»
2. « Расскажем малышам, как трудно, птички, вам! »( концерт для
малышей)
3. « Этот чудесник снег! » Эксперименты со снегом
4. Работа в уголке живой природы.
Март
1. « Посажу для мамы я цветочек аленький, ведь живой он, хоть и ростом
маленький!» (пересадка комнатных растений).
2. Подготовка к празднику « Прилет птиц »
3.« Потеплело, растаял снег! Красоты уж больше нет!» (о проблемах
загрязнения окружающей среды)
4.« Здравствуйте, птицы!» Экологический праздник.
Апрель
1. Экологическая акция « После нас чище, чем до нас!»
2. « Весна пришла, красавица Весна!»
3. Экологический праздник « День рождения леса»
4. Инсценировка сказки « Как лес обиделся »
Май
1 « Этот День Победы! »
2. « Не обижайте муравья, его обидеть просто»
3. « Не дразните собак, не дразните кошек!»
4. « Не рвите цветы, не рвите! Пусть будет нарядной Земля!»
Перечень оборудования
1. Живые объекты:
Растения с разными. способами размножения.
Варианты: бегония, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум 8 шт.
2. Стол-поддон и стол-песочница для экспериментирования
с природными объектами По 1 шт.
3. Инвентарь для ухода за растениями
Лейки 10 шт.на подгруппу
4. Пульверизатор 2—3 шт.
5. Мягкие кисточки для очистки пыли с опушенных 10 шт.на подгруппу
листьев растении
6. Тряпочки 20 шт.
7. Заостренные деревянные палочки для рыхления 10 шт.на подгруппу детей
земли в горшках
8. Горшочки для посадки семян растений 10 шт.на подгруппу детей
9. Оборудование для исследовательской деятельности
Увеличительные стекла, набор мерных стаканов,
набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, магнит, компас 1 набор
Учебно-методические материалы
10. Наборы для экспериментирования с водой:
к столу-поддону - емкости одинакового и разного объема и разной формы, черпачки, сачки, камешки, мерные стаканчики, воронки, действующие модели водяных мельниц • 1 шт.
11. Набор для экспериментирования с песком: к столу-песочнице — емкости и формочки разной
формы и размера, совочки, лопатки, камешки с использованием простейших механизмов 1 шт.
12. Коллекции: семян и плодов, минералов, листьев По 1 шт.каждого вида растении
13. Серии картинок времен года (пейзажи, жизнь животных, труд и деятельность людей) 3—4 шт. разные
14. Серии картин с изображением различных ландшафтов 1—2 шт.
15. Серия картинок с изображением космоса 1 шт.
16. Серии картин с изображением природных сообществ: водоем, луг, поле, лес По 1шт.каждого сообщества
17. Календарь погоды настенный 1 шт.
Игровые материалы 184. Игры-лото: ботаническое, зоологическое и т.п. " 2—3 шт.
18. Дидактические игры: «Континенты», «Кто где живет?», «Что из чего?» (игра на рост и развитие), «Путешествие по стране», «Космос» 4—5 шт.
19. Необходимые материалы представлены в разделе «Социальное развитие»