Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка» с. Покосное
(презентация образовательной программы)
Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с «Ёлочка» рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности ДОУ, в частности – физическое воспитание.
Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с «Ёлочка» (далее - Программа) разработана, утверждена и реализована на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Программа направлена на разностороннее развитие детей с 1 года до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа:
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Образовательная Программа МКДОУ д/с «Ёлочка» состоит из трех разделов:
1.Целевой раздел;
2. Содержательный раздел;
3. Организационный раздел.
I. Целевой раздел включает:
1. Пояснительную записку. Здесь рассматриваются цели и задачи реализации Программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
2. Принципы и подходы к формированию Программы.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
В дошкольном учреждении функционирует 7 групп. Из них 5 групп детей дошкольного возраста и 2 группы детей раннего возраста (с 1 г до 3 лет). Все группы общеразвивающей направленности и однородны по возрастному составу.
Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении – это активность, эмоциональность, гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
4.Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и др.)
Основная образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В программе представлены: содержание психолого-педагогической работы с детьми от 1 года, воспитание при проведении режимных процессов, Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 1 года до школы, содержание психолого-педагогической работы с детьми 2–7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие». «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие».
Коррекционная и инклюзивная педагогика.
Особенности организации образовательного процесса. Построение образовательного процесса в Организации, которое реализует инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.
В ДОУ функционирует логопункт.Программа содержит описание особенностей организации работы логопункта.
Особенности общей организации образовательного пространства. Образовательный процесс в МКДОУ д/с «Ёлочка» условно подразделяется:
- на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников.
При планировании работы с дошкольниками по реализации Программы педагоги определяют ежедневный объем образовательной нагрузки в зависимости от контингента детей, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Ежегодно перед началом учебного года составляется примерное расписание непосредственно-образовательной деятельности педагогов с детьми, которая вносится в годовой план работы ДОУ.
Объем самостоятельной деятельности воспитанников по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 ч. в день для всех возрастных групп).
Ведущая цель взаимодействия с родителями по реализации Программы – создание в ДОУ условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Реализация приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения
по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ
Приоритетной деятельностью педагогического коллектива ДОУ является физкультурно-оздоровительное развитие и воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Национально-культурные, демографические, климатические условия
осуществления образовательного процесса.
В содержании Программы учитываются специфические географические,
климатические и экологические особенности Братского района, расположенного в восточной Сибири.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ разработана с учетом 10,5 - часового пребывания детей в ДОУ, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования, специфики климатических условий региона, времени года, возраста воспитанников, а также основных направлений их развития.
Представлена структура рационального двигательного режима в ДОУ; Система закаливающих мероприятий; Формы и методы оздоровления детей; культурно-досуговая деятельность (особенности традиционных событий, праздников, мероприятий).
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога по организации досуга детей для каждой возрастной группы. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). При этом, Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Особенности организации предметно-развивающей среды. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
- ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого.
- деятельностный в отношениях «педагог-семья».
- интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи.
- доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.
- разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.
- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.
- системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ - (краткая презентация программы)