ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Профессиональная компетентность - знание в действии
(от «знаю, что» к «знаю, как»).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории .
Профессиональные компетенции
1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
2. Организация различных видов деятельности и общения детей.
2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
2.4. Организовывать общение детей.
2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
3.4. Анализировать занятия.
3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Психолого-педагогические компетенции
1. Аналитические умения
1.1. Наблюдать, анализировать, диагностировать уровень развития, воспитанности, кругозор каждого ребенка.
1.2. Анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации активного педагогического воздействия.
1.3. Анализировать и оценивать реальные педагогические явления; причины, условия, характер их возникновения и развития (например, агрессивность, враждебность у некоторых детей).
1.4. Анализировать педагогическую деятельность других педагогов (на основе наблюдения), выделять положительный опыт, замечать недостатки в их работе.
1.5. Анализировать свою собственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы работы, недостатки и промахи с целью дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности
2. Проектировочные умения
2.1. Проектировать результаты педагогической деятельности; планировать пути осуществления педагогических воздействий (проектировать развитие личности каждого ребенка и детского коллектива в целом).
2.2. Прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в воспитании и обучении отдельных детей.
2.3. Выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения.
2.4. Планировать свою работу по руководству разными видами деятельности детей.
2.5. Теоретически обоснованно выбирать средства и методы, организационные формы воспитательно-образовательной работы с детьми.
3. Конструктивные умения
3.1. Анализировать и отбирать материал в соответствии с задачами развития и воспитания, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
3.2. Осуществлять дидактическую переработку материала в соответствии с конкретными педагогическими целями и уровнем развития детей.
3.3. Находить наиболее рациональное решение при размещении детей в различных видах деятельности.
4. Организаторские умения
4.1. Управлять поведением детей, увлекать их играми, занятиями и другими видами деятельности.
4.2. Группировать воспитанников в процессе деятельности с учетом их взаимоотношений и индивидуальных особенностей.
4.3. Быстро принимать необходимые решения и находить наиболее эффективные средства педагогического воздействия.
4.4. Применять целесообразные для данной ситуации формы требований к детям, варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных педагогических условий.
4.5. Четко лаконично и доступно объяснять детям задания, требования, правила.
5. Коммуникативные умения
5.1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (законными представителями).
5.2. Находить контакт и правильный тон общения с людьми в разных обстоятельствах.
5.3. Находить индивидуальный подход к детям; при необходимости перестраивать с ними взаимоотношения.
6. Умения, необходимые для контроля педагогического процесса и его регулирования
6.1. «Видеть» одновременно всех детей; определять по внешним проявлениям изменения их психического состояния; понимать и объяснять поведение в конкретных ситуациях.
6.2. Своевременно и разумно менять поставленные задачи с учетом ответных реакций на педагогическое воздействие и конкретных условий.
6.3. По ходу выполнения детьми заданий давать им необходимые указания и разъяснения, вносить поправки в их действия; регулировать взаимоотношения между детьми.
6.4. Усложнять требования и стимулировать их выполнение с учетом достижений воспитанников.
7. Умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач
7.1. Анализировать полученные результаты при сопоставлении с исходными данными и поставленными педагогическими задачами.
7.2. Анализировать применяемые средства и методы воспитательно-образовательной работы; выделять наиболее эффективные.
7.3. Соотносить свой опыт с педагогической теорией.
7.4. На основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи.
Компетентность в области личностных качеств
1. Вера в силы и возможности воспитанников
1.1. Умение создавать ситуацию успеха для воспитанников.
2.1.Умеет вызвать интерес у детей к образовательному материалу.
3.1.Отмечает даже самый маленький успех детей.
4.1.Демонстрирует успехи детей родителям.
5.1.Демонстрирует успехи ребенка другим детям.
6.1.Умеет дифференцировать задания так, чтобы дети
почувствовали свой успех.
2. Интерес к внутреннему миру воспитанников
2.1. Умение составить устную и письменную характеристику ребенка, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.
2.2. Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ребенка, трудности, с которыми он сталкивается.
2.3.Умение построить индивидуализированную образовательную программу.
2.4. Умение показать личностный смысл любой деятельности с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира (событийность).
3. Открытость к принятию других позиций, точек зрения (не идеологизированное мышление педагога)
Предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания ребенка, включая изменение собственной позиции.
3.1. Интерес к мнениям и позициям других.
3.2. Учёт других точек зрения в процессе оценивания детей.
4. Общая культура
4.1. Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.
4.2. Знание интересов детей.
4.3. Возможность продемонстрировать свои достижения.
4.4. Руководство кружками.
4.5.Поведение и внешний вид педагога соответствуют этическим нормам.
4.6. Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
4.7. Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
4.8. Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.
5. Эмоциональная устойчивость
5.1. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие.
5.2. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.
5.3. Не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций.
6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.
В основе лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и детьми. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.
6.1. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.
6.2. Позитивное настроение.
6.3. Желание работать.
6.4. Высокая профессиональная самооценке.