МКДОУ детский сад "Ёлочка" с.Покосное

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [70]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Проект «Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного развития»
22.03.2016, 17:29

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Ёлочка»

с. Покосное

Проект  

«Психологическое сопровождение детей  старшего дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного развития»

«Я и мир вокруг меня»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...2

Цели, задачи, принципы проекта………………………………………………...3

Методические рекомендации по реализации проекта………………………….3

1 этап – диагностический………………………………………………………..4

2 этап – консультативный………………………………………………………..4

3 этап – практический……………………………………………………………4

4 этап – контрольно-итоговый…………………………………………………...5

Курс групповых занятий коррекционно-развивающей направленности..…...5

Тематическое планирование…………………………………………………….6

Структура и содержание занятий………………………………………………...7

Ожидаемые результаты…………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..9

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Раннее эмоциональное развитие является основой личности ребенка, а эмоции - ее ядром. Гармоничное развитие эмоциональной сферы дошкольника – это залог благополучного интеллекта, воли, самосознания.

Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Возникновение эмоциональных расстройств, приводит к отклонению в развитии ребенка, нарушению социальных контактов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Нарушения в эмоциональной сфере особенно выражены у детей с ОВЗ. Эти дети отличаются чрезмерной эмоциональной впечатлительностью, склонностью к страхам. У одних детей преобладает повышенная эмоциональная возбудимость, в сочетании с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа двигательной расторможенностью. Эти проявления значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Другим детям - свойственны робость, застенчивость, заторможенность, состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Часто отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться и эмоции, как бы приобретают насильственный характер. Эмоции этих детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при замечаниях часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными.

Таким образом, отмечая значимость эмоциональной сферы ребенка на весь ход его психического развития, встает необходимость в ее своевременном развитии и коррекции. Для этого педагогом-психологом и воспитателями групп старшего дошкольного возраста был разработан проект - «Я и мир вокруг меня». Проект направлен на организацию психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с разного вида эмоциональными расстройствами.

Цель проекта:  формирование эмоционально-личностного благополучия детей старшего дошкольного возраста через развитие эмоциональной сферы, чувства внутренней устойчивости, в процессе коррекционно-развивающей  работы, стимулирующей развитие эмоционально-волевой сферы на основе развития знаний об эмоциональных состояниях человека.

Задачи:

  • выявлять детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития эмоционально-личностной сферы;
  • способствовать гармоничному эмоциональному и коммуникативному развитию детей;
  • помогать профессиональному  и личностному совершенствованию педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста;
  • осуществлять психологическое просвещение родителей на тему эмоционального развития детей.

Принципы работы с детьми:

  • принцип активного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничество);
  • принцип толерантности принятие любого ребенка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним;
  • принцип эмоциональности – создание благоприятного эмоционального фона на занятии;
  • принцип безоговорочной веры в способности ребенка принять и усвоить полученные знания и опыт.

Методические рекомендации по реализации проекта

Этапы работы:

1 этап – диагностический.

2 этап – консультативный.

3 этап – практический.

4 этап – контрольно-итоговый.

1 этап - диагностический

Первоначально на этом этапе работу ведут воспитатели старших групп. По результатам педагогических наблюдений формируется группа детей, которые попадают в зону эмоционального неблагополучия, т.е. имеют повышенную тревожность, застенчивость, нарушения поведения, страхи и другие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дальнейшее обследование проводится педагогом-психологом с данной группой детей, у которых достаточно часто и ярко проявляются перечисленные признаки.

Цели: изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения:

  • диагностика уровня социально-личностного развития;
  • диагностика эмоциональных нарушений;
  • наблюдения и составление индивидуальных профилей эмоционально-личностного развития;
  • анкетирование родителей.

Диагностические средства:

  1. Педагогическая оценка неблагополучия в группе.
  2. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка.
  3. Индивидуальный профиль социального развития ребенка.
  4. Методики определения эмоционального состояния ребенка по Е.В. Кучеровой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  5. Методика исследования внутрисемейных отношений (тест «Рисунок семьи», анкета «Семья глазами ребенка», опросник для родителей «Особенности семейного воспитания»).
  6. Методика определения самооценки и ожидаемой оценки ребенка  от взрослого (методика «Два домика», «Лесенка»).
  7. Шкала тревожности.
  8. Анкета «Что мешает вашему ребенку?».

2 этап – консультативный

Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы.

Консультативная работа психолога с воспитателями и родителями по результатам 1 этапа и составление практических рекомендаций для воспитателей по работе с детьми, имеющими проблемы в общении, а также для родителей, которые активно подключаются к педагогическому процессу.

Результаты психологических исследований в доступной и корректной форме доводятся до сведения родителей. Воспитатель совместно с психологом определяют темы для индивидуальных бесед с родителями, а также темы родительских собраний для ознакомления родителей с проблемами общения детей дошкольного возраста.

3 этап — практический

Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы (снижение выраженности нарушенного поведения или его профилактика).

Формы работы:

1.    Составление сетки проведения игровых упражнений для развития эмоционально-личностной сферы детей в свободной отрежима деятельности.

2.    Составление картотеки и использование игровых коррекционных упражнений в работе воспитателей.

3.    Проведение педагогом-психологом курса специальных занятий с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы.

4.    Проведение практикумов для воспитателей для расширения теоретических и практических психологических знаний по проблемам коммуникативного поведения дошкольников.

5.    Организация практических занятий для ознакомления родителей с играми, способствующими развитию коммуникативныхнавыков детей и налаживанию благоприятного эмоциональногоклимата в семье.

Контрольно-итоговый этап

Цель: определение динамики развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников, с которыми проводилась направленная коррекционно-развивающая работа, и результативность этой работы. Итоговая диагностика может проводиться по тем же методикам, которые использовались на 1 этапе. Результаты используются для определения итогов работы по профилактике нарушений в эмоционально-личностной сфере дошкольников и для коррекции выбранных форм и методов работы.

Курс групповых занятий коррекционно-развивающей направленности «Я и мир вокруг меня» 

Данный курс начинается со старшего возраста и продолжается в подготовительной группе детского сада.

Цель курса – развитие эмоционального мира социальных умений, коммуникативной гибкости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создавать положительный эмоциональный фон и формировать у детей адекватное самовосприятие;
  • развивать умения осознавать и управлять собственными эмоциями, распознавать эмоциональные реакции других людей;
  • способствовать приобретению конструктивных навыков общения со сверстниками и совместной деятельности  в коллективе;
  • формировать позитивную мотивацию к обучению у детей 6-7 лет;
  • оказывать помощь в адаптации ребенка в окружающем мире.

Содержание курса

Курс рассчитан на 2 года, занятии проходят с октября по март с детьми старшей и подготовительной групп. Сентябрь -  апрель – диагностика. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 25 – 30 минут. Количество детей в группе не более 6.

Курс состоит из 6 блоков, включающих 46 занятий (23 занятия в старшей группе, 23 в подготовительной).

Календарно-тематическое планирование

Блок

Цель

Тема занятия

Время проведения

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

Старшая группа

  1.  

«Я и эмоции»

Формирование  у детей знаний об эмоциональном мире человека. Содержание этого блока поможет педагогу-психологу понять особенности эмоционального мира, поведения и общения конкретного ребенка в различных ситуациях.

  1. «Радость»

октябрь

  1. «Удивление»
  1. «Страх»
  1. «Гнев»
  1. «Горе»

ноябрь

  1. «Обида»
  1. «Интерес»
  1. «Наши эмоции»
  1.  

«Я – хозяин своих эмоций»

Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения открыто проявлять эмоции социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) и управлять ими

  1. «Я хозяин своих эмоций»

декабрь

 

  1. «Я учусь не драться»
  1. «Я учусь не обзывать других»
  1. «Я учусь не обижаться»

январь

 

  1. «Я учусь быть смелым»
  1.  

Давайте жить дружно

Формирование позитивного отношения к сверстникам, развитие эмпатии; помощь детям в преодолении трудностей, препятствующих полноценному общению со сверстниками

  1. «Что такое дружба»
  1. «Дружба это помощь»
  1. «Кто такой настоящий друг»

 февраль

  1. «С кем я хочу дружить»
  1. «Какие чувства мешают дружить»
  1. «Особенное растение»
  1. «Как помочь грустному другу»

март

  1. «Как помочь сердитому другу»
  1. «Как помочь другу стать смелым»
  1. «Давайте жить дружно (итоговое)»

Подготовительная группа

  1.  

«Я и я»

Оказание помощи ребенку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, в понимании того, что он как и другие неповторим; преодоление эмоциональных и коммуникативных проблем

  1. «Тайна моего имени»

октябрь

  1. «Автопортрет»
  1. «Мой внутренний мир»
  1.  Сказка «Создание Лесной школы»
  1.  

«Я и мое окружение»

Помощь детям в развитии коммуникативных навыков, преодолении чувства одиночества, понимании индивидуальных особенностей других людей; формирование доброжелательного и внимательного отношения  друг к другу

  1. «Мальчики и девочки

ноябрь

  1. «Мы так похожи»
  1. «Мы такие разные»
  1. Сказка

«Букет для учителя»

  1. «Давайте дружить»

декабрь

  1. «С кем я живу»
  1. «Правила домашнего этикета»
  1. «Сила человека – это сила его воли»
  1. «Сила воли – уметь терпеть»
  1.  

«На пороге школы»

Формирование представлений детей о школе, новой социальной позиции (позиции ученика), позитивной мотивации к обучению; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты

  1. «Трудности дороги к знанию»

январь

  1. Сказка

            «Смешные страхи»

  1. Сказка

              «Игры в школе»

февраль

  1. Сказка

          «Белочкин сон»

  1. Сказка

            «Школьные правила»

  1. Сказка «Домашнее задание»
  1. Сказка «Школьные оценки»

март

  1. Сказка «Ленивец»
  1. Сказка

          «Собирание портфеля»

  1. «Я знаю, я умею, я могу (итоговое)

Структура и содержание занятий

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, где все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятия детям предлагается сидеть на мягком диванчике  или на ковре в кругу, т.к.  форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В начале и в конце занятия с помощью игры-ритуала у детей создается определенный настрой. Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринужденным. К каждому ребенку нужно применять индивидуальный подход и учитывать его личностные особенности.

Занятие состоит из 4 этапов:

  1. Подготовительная часть -  несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям настроиться на работу в группе, установить контакт.
  2. Основная часть – специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
    • развивающие игры-драматизации;
    • игры на развитие навыков общения;
    • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
    • музыкальные этюды;
    • психогимнастические упражнения;
    • чтение сказок М. Панфиловой;
    • беседы;
    • мини-конкурсы;
    • рисование и обсуждение рисунков;
    • песочная терапия;
    • кукольная терапия;
    • рефлексивный анализ деятельности.
  3. Релаксация – упражнения, помогающие снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
  4. Заключительная часть – ритуал прощания, способствующий поддержанию эмоционального настроя на совместную работу и являющийся логическим завершением занятия.

На занятиях используются следующие коррекционно-развивающие методы:

  • игротерапия (ролевые, психогимнастические, подвижные игры);
  • сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок: основной механизм преобразующего воздействия метафоры основывается на идентификации ребенка с героем сказки, который испытывает какие-либо трудности и впоследствии успешно преодолевает их; сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях и ожиданиях, что многие другие дети испытывают то же самое – это оказывает успокаивающее воздействие, укрепляет уверенность в себе, ценность метафор еще и в том, что они дают ребенку возможные способы решения проблем и трудностей, указывают направления выхода из сложившейся ситуации);
  • беседы, информирование;
  • арт-терапия (работа с красками, гуашью, крупой, песком, тканью);
  • рефлексивный анализ деятельности.

Ожидаемые результаты:

Старшая группа – дети должны:

  • понимать и описывать свои желания и чувства;
  • осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • различать эмоциональные состояния других людей по особенностям жестов, мимики;
  • сравнивать эмоции;
  • знать, какое поведение помогает при общении с окружающими, и какое мешает;
  • контролировать свои эмоциональные реакции;
  • оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
  • уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • выражать благодарность людям за проявление внимания и доброты;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации.

Подготовительная группа – дети должны:

  • понимать собственную индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и искать выход из конфликтных ситуаций;
  • понимать особенности общения с партнерами противоположного пола;
  • выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, пантомимики;
  • общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • изображать на рисунке своей внутреннее состояние;
  • положительно относиться к предстоящему обучению в школе;
  • вырабатывать социальные и учебно-познавательные мотивы учения.

Используемая литература:

1. И.Н.Наревская Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ.

2. С.И.Семенака Программа коррекционно-развивающих занятий  «Уроки добра».

3.  С.И.Семенака  Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 - 8 лет «Учимся сочувствовать, сопереживать».

4. С.И.Семенака  Коррекционно-развивающая программа «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nastyaslivinskaja
Просмотров: 384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    uCoz