Пояснительная записка
Программа занятий составляется и варьируется на основе результатов первичного диагностирования детей подготовительной группы.
Коррекционно-развивающая работа реализовывается совместно с воспитателями подготовительной группы. В процессе коррекционно-развивающей работы в период с ноября по апрель проводится комплекс мероприятий направленных на физиологическую, социальную и психологическую подготовку к обучению в школе. Содержание коррекционно-развивающей программы разработано с учетом ведущих учебно-важных качеств (УВК). В ходе занятий психолог развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, общую и мелкую моторику детей.
Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика, а родители получают сведения о процессе обучения своего ребенка через консультации с психологом.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Педагоги подготовительной группы один раз в неделю знакомили детей со сказками М. А. Панфиловой «Лесная школа». Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволит им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Через сказки происходит знакомство детей со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
Один раз в неделю с детьми проводились занятия по психогимнастике. Занятия направлены на формирование навыка выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении посредством психогимнастики («Психогимнастика в детском саду Алябьевой Е.А.).
В течение учебного проводились все запланированные мероприятия по преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
Список методической литературы по подготовке детей к обучению в школе
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.:ВЛАДОС, 2001. - 256с.
- Городецкая Е.Г. Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу/ Е.Г. Городецкая, М.И. Пукач, С.П. Циновская. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 111с.
- Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе – М.6 Национальный книжный центр, 2011. – 152 с.
Направления коррекционно-развивающей работы
1. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе
Развитие данного качества формируется в ходе воспитательного процесса в таких видах деятельности как: экскурсии в школу, рассказы о школе, чтение стихотворений о школе, рисование на школьную тематику и предусматривает выполнение определенных задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности.
Для достижения цели нами применяется сказкотерапия.
Сказкотерапия (по определению Т. Зинкевич-Евстигнеевой) – это учение и язык одновременно.
Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей.
Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, а значит, легко усваивается и запоминаются основные ценности, и душа человека пропитывается добром.
В работе с будущими первоклассниками я использую коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа» (см.Лесные сказки.docx).
«Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
– адаптация к школе;
– отношение к личным вещам;
– отношение к урокам;
– школьные конфликты;
– отношение к своему здоровью.
Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
2. Формирование социальной готовности к обучению в школе
Развитие эмоционально-коммуникативных умений дошкольников один из важных этапов в коррекционно-развивающей работе. Занятия проводятся один раз в неделю по пособию: М.Чистяковой «Психогимнастика в детском саду» (см.Психогимнастика занятия.docx)
Занятия содержат упражнения нескольких серий:
- Обучение распознаванию эмоций в специальных упражнениях.
Задача этих упражнений – научить ребенка узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям: мимике, жестам, позе, интонации. Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний. В данной серии используются групповые игры и этюды на выражение основных эмоций.
- Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточенности и удивления.
- Этюды на выражение удовольствия, радости, страдания, печали, отвращения и презрения.
- Игры для развития коммуникативных умений. Эти игры помогают развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Снимают напряжение и неуверенность в себе у застенчивых и неуверенных в себе детей. Способствуют быстрому знакомству и установлению эмоциональных контактов в группе незнакомых и малознакомых детей.
- Работа по развитию познавательной сферы
(автор составитель Издательство «Учитель»)
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
- Учебный план рассчитан на 6 месяцев (с октября по апрель).
- Общее количество занятий с детьми 30.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
- Занятия носят интегрированный характер.
- Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
- Просветительская работа с родителями и педагогами.
- Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.
Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
|