Комплексное изучение готовности ребенка к обучению в школе
на основе диагностики «Дошкольная зрелость» М.Р. Битяновой, О.И. Барчук
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Образовательное учреждение ____________________ Дата ___________________
Параметры и критерии оценки
|
Шифр ребенка
|
|
|
|
|
|
|
ЭМОЦИИ
+ явное выражение эмоции, богатые мимические проявления
± кратковременное задерживание эмоции; неявное выражение эмоции
– выражение лица не меняется
|
|
|
|
|
|
|
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ см. Опушка Путаниц (6)
++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям
+ правильно найдены ошибки в «нелепицах»
± найдены не все ошибки
– ошибки не найдены
|
|
|
|
|
|
|
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
см. Опушка Путаниц (6)
++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям
+ правильно найдены ошибки в «нелепицах»
± найдены не все ошибки
– ошибки не найдены
|
|
|
|
|
|
|
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
см. описание заданий (4, 7)
+ выбрал трудные задания
± выбрал средние задания
– выбрал легкие задания
|
|
|
|
|
|
|
КООРДИНАЦИЯ см. Нора-Змейка, Круглая пустота (8, 10)
+ координация нормальная, ловкий, движения плавные, хорошая осанка
± координация движений нормальная, но ребенок неловок, движения угловатые
– нарушена координация, движения неловкие, резкие, плохая осанка
|
|
|
|
|
|
|
МЕЛКАЯ МОТОРИКА см. Большая Тропа (5)
+ рука развита хорошо, ребенок уверенно держит ручку, линии четкие, плавные, не выходят за границы «дорожки»
± рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит ручку напряженно, линии не совсем четкие, но не выходят за границы «дорожки»
– рука развита плохо: линии нечеткие, прерывистые, выходят за края «дорожки»
|
|
|
|
|
|
|
РЕЧЬ (0—10 баллов) см. Опушка Путаниц (6) — ответы на вопросы
+ ± – правильность произношения
+ ± – правильность понимания обращенной к ребенку речи
+ ± – богатство словарного запаса
+ ± – правильность употребления грамматических конструкций
+ ± – сложность предложений
|
|
|
|
|
|
|
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ см. Долина Молчания (11)
+ ребенок выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры; в Долине Молчания сидит тихо, выполняя инструкцию
± ребенок выполняет задания, но не с первого раза понимает условия, отвлекается; не сразу включается в выполнение задания в Долине Молчания
– задания не выполняет, в игру не включен, не понимает заданий, отвлекается, мешает другим; не может сидеть тихо, мешает другим детям
|
|
|
|
|
|
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ см. (7)
+ ребенок нормально ведет себя в коллективе, общается со всеми членами группы; если надо, помогает при выполнении заданий; изменяет трудность выполняемых заданий
± ребенок ведет себя отстраненно, другим детям не помогает
– ребенок агрессивен, провоцирует конфликты; изолирован, не замечает других детей
|
|
|
|
|
|
|
ВООБРАЖЕНИЕ (0—16 баллов) см. Холм Оживления (12)
Количественная оценка: общее количество заполненных «кружочков» (0—8)
Качественная оценка: количество новых сюжетов в нарисованных картинках (0—8)
|
|
|
|
|
|
|
САМООЦЕНКА см. (15)
+ ребенок ставит себя на верхнюю ступень
± ставит себя на среднюю ступень
– ставит себя на нижнюю ступень
|
|
|
|
|
|
|
МЫШЛЕНИЕ см. Лесная Больница (13)
+ правильно подобраны все три «заплатки»
± две «заплатки»
– одна или не подобрано совсем
|
|
|
|
|
|
|
ПАМЯТЬ см. Паутинный Крест (9, 14)
++ правильно найдена последовательность и картинки
+ правильно найдены картинки (4–5), но не найдена последовательность
± правильно найдены картинки (2—3), но не найдена последовательность
– не найдены ни последовательность, ни картинки
|
|
|
|
|
|
|
В карте наблюдения можно отразить сформированность приемов игровой деятельности. Понаблюдайте, насколько ребенок включен в игру, оказывает ли помощь товарищам, принимает ли правила и инструкции ведущего.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Для простоты обработки можно перевести значки в баллы:
++ — 3 балла,
+ — 2 балла,
± — 1 балл,
– — 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51.
По результатам дети делятся на три группы.
Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75–100% из возможного количества баллов: 38–51 балл.
Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50–75% из возможного количества баллов: 26–37 баллов.
Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0–50% из возможного количества баллов: 0–25 баллов.
|